Канн 1968: битва на пляже

К началу 1968 году Франция сдала позиции бесспорного лидера европейской киноиндустрии. Но Каннский фестиваль, составленный преимущественно из французских фильмов, по-прежнему оставался событием номер один. Все ездили в Канны, и ездят до сих пор. Но в 60-е сумасшедшим кинорынком он еще не был. Помню типичный “пресс-ланч”, где Орсон Уэллс восседал на грубо отесанной скамье, принимая Трюффо и других гостей, жаждущих его увидеть. Президент фестиваля, Робер Фавр Ле Бре, человек незлобивый, мог быть как мягким, так и весьма упрямым. Несмотря на то, что бывший редактор Cinemonde Морис Бесси являлся главным отборщиком фестиваля, мнение Ле Бре всегда имело огромный вес. (Виртуозный чиновник от культуры, Фавр Ле Бре продержался на посту президента Каннского фестиваля вплоть до 1984 года)…

В глазах всего мира отправной точкой майских событий 1968 года стали студенческие беспорядки в университете в Нантерре под предводительством Даниэля Кон Бендита. Но парижскую интеллигенцию в первую очередь возмутила отставка Анри Ланглуа с поста директора Французской синематеки. Решение принял лично Андре Мальро, министр культуры Де Голля. Ланглуа, прозванного Жаном Кокто “драконом, охраняющим наши сокровища”, власти считали невыносимым упрямцем, но в кругах режиссеров, критиков и ценителей кино он пользовался популярностью. Сменивший его Пьер Барбен, возможно, и неплохо справлялся с кинофестивалями в Туре и Анси, но против воли киносообщества ему было не пойти, даже если Ланглуа, действительно, относился к сохранению и классификации фильмов со своеобразной небрежностью.

В поддержку Ланглуа прошли огромные демонстрации. Катрин Денев, Жан-Поль Бельмондо, Симона Синьоре, Ален Рене, Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо вышли ветреным весенним днем ко дворцу Шайо, где находился один из просмотровых залов Синематеки. Дух демонстрации отражен в романе Гилберта Адэра “Мечтатели”, повествующем об актере Жан-Пьере Лео: он “подобно Христу, но с дьявольщиной и безумным взглядом декламировал охрипшим голосом текст грязно отксерокопированной брошюры, которую одновременно раздавали внизу демонстрантам”. Полиция свирепствовала, и пострадали многие демонстранты, в том числе Трюффо, Годар и Бертран Тавернье.


[sup]Режиссёры Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Луи Маль, Роман Полански на пресс-конференции в рамках Каннского кинофестиваля, Канны, Франция, май 1968. [/sup]

Бернардо Бертолуччи: “Движение протеста 68 года, в том числе и в Беркли, Чикаго и Колумбийском университете, началось в феврале, когда уволили Ланглуа, и полицейские впервые атаковали группу мирных демонстрантов, которые просто хотели вернуть “папашу Ланглуа” во Французскую синематеку. И это нападение, насилие стало отправной точкой, так что кинематограф был замешан в этом с самого начала”.

К 21 апреля правительство проиграло битву, и Ланглуа победно возвратился в свое убежище. 2 мая Синематека вновь открыла двери. На следующий день – в “красную пятницу” – состоялось первое сражение между студентами полицией в Латинском квартале, повлекшее за собой налеты на активистов внутри университетских зданий. 10 и 11 мая бои ожесточились. Горели машины, полицейские в защитном снаряжении штурмовали баррикады. По официальным данным только 10 числа 367 человек были ранены и 460 арестованы.

Казалось, вот-вот начнется революция, и французские кинематографисты находились в самой гуще событий. Каннский кинофестиваль, проходивший в разгар майских восстаний, мог показаться событием второстепенным, но у этого мероприятия были серьезные последствия как тем маем, так и позже. Фестиваль состоялся лишь частично. Он был приостановлен благодаря громогласному вмешательству группы кинематографистов.

21 Каннский кинофестиваль был запланирован на 10 – 24 Мая. В состав жюри входили Луи Маль, Роман Полански, муза Антониони Моника Витти и англичанин Терренс Янг, режиссер ранних фильмов о Джеймсе Бонде. Среди 26 фильмов конкурсной программы были Люблю тебя, люблю Алена Рене, Бал пожарных Милоша Формана, О торжестве и гостях Яна Немеца, Петулия Ричарда Лестера и Мятный коктейль со льдом Карлоса Сауры. И хотя Канны находятся в 500 милях от Парижа, и местное телевидение молчало о столичных событиях, их волна все же докатилась и до провинциального города.

Перевод: Наталия Пылаева
Ссылки на каталог: Посредник (The Go-Between) – Джозеф Лоузи, 1970

СИНЕМАТЕКА

Схожі статті

Напишіть відгук