В 1899 г. в районе нынешних кварталов Парке-Патрисиос и Барракас открылась школа «Новое человечество». Инициатива исходила от рабочих квартальных скотобоен и анархистских обществ Барракаса. В 1900 г. в нее ходило 79 детей.
На первом конгрессе Рабочей федерации в 1901 г. делегаты проголосовали за создание свободных школ. В истории федерации не было практически ни одного общества сопротивления, у которого не было бы своей библиотеки для его участников.
На втором конгрессе в 1902 г. было решено считать «необходимым для судьбы будущих поколений создание института свободного образования». И это были не только слова, поскольку все общества сопротивления экономически и морально поддерживали проекты образования, вырвавшиеся из когтей церкви и государственной политики, вдыхая в эти начинания надежду на справедливое и вольное будущее. Речь шла о школах для детей их членов.
В 1902 г. «Друзья свободного образования» и «Кружок свободного образования Ла-Боки» инициировали создание двух образовательных учреждений, опираясь на помощь портовых рабочих, особенно Общества докеров.
В газете «Ла Протеста умана» от 2 августа 1902 г. можно прочитать: «Новое великолепное учреждение создали наши товарищи в Ла-Боке с помощью рабочего класса этого приморского квартала. Речь идет о создании либертарной школы, которая станет бастионом против отравы официального и религиозного образования, призванным давать детям трудящихся свободное, рациональное образование, свободное от любой патриотической и религиозной заразы. С 1 августа будут открыты классы для мальчиков и девочек 1-й, 2-й, 3-й и 4-й степени (…) В этой школе обучаются ученики обоего пола, в соответствии с самой совершенной педагогической системой и с самой точной научной истиной. Зимой школа работает с 8 до 11 часов, вечером – с часа до четырех. Стоимость обучения за месяц: 1-я и 2-я ступень – 1 песо; 3-я и 4-я ступень – 2 песо (…) Во главе стоят наши товарищи, компетентные в деле преподавания. Нам остается лишь рекомендовать нашим товарищам и многочисленным трудящимся Ла-Боки оказывать максимальное содействие с тем, чтобы поддержать эту школу. Она – первая из тех, которые инициаторы намерены создать, руководствуясь столь возвышенными целями».
В том же году было еще два проекта того же рода: один – по инициативе анархистской группы «Рыцари идеала», второй – по инициативе Хулио Камбы в квартале Альмагро.
«3-й конгресс Рабочей федерации (1903 г.) настоятельно рекомендует Административной комиссии создать библиотеку, предназначенную исключительно для общественного образования всех наемных работников.
С этими же целями могут также издаваться брошюры, перепечатываться статьи, проводиться лекции и т.д., и т.п. с тем, чтобы достичь наибольшего просвещения трудящегося класса.
Точно так же рекомендуется всем обществам создать библиотеки и сделать все возможное для улучшения во всех отношениях образования и просвещения своих членов».
«3-й конгресс Федерации считает настоятельно необходимым создание свободных школ, в которых, при исключении любого сектантского образования, ребенка дается максимальная сумма знаний, в результате чего удается избежать умственных деформаций и развить широкие критерии, позволяющие позднее комментировать и сравнивать любые доктрины. Девизом этих школ будет свобода для образования; эстетическое образование и ручные навыки должны соединяться с научным образованием, будучи всегда нацелены на интегральное развитие всех способностей. В то же время, учреждения образования для взрослых будут функционировать вечерами в том же помещении школы».
В том же году был проект «современной школы» в Байя-Бланке, но он просуществовал недолго, пав позднее жертвой полицейских репрессий и преследований против ее преподавателей. В 1904 г. начала работать «современная школа» в доме 1799 по улице Перу; за ней последовала группа народного образования «Объединенные товарищи» в обществе моряков и кочегаров в квартале Ла-Бока. 18 мая 1904 г. «Ла Протеста» писала: «План образования будет совершенно свободным, иными словами, будет зависеть от желания учеников изучать то, что они считают нужным. Образование будет по возможности интегральным (…) Ребенку не будут навязывать изучение того или иного определенного определённого идеала или позиции партии и дисциплину, оставляя это на его свободное усмотрение (…) Присутствовать смогут все (…) католики, протестанты и атеисты; автократы и либертарии».
В городе Тренте-Лаукен вместе с профсоюзной организацией возникла образовательная организация либертарной школы, которая открыла свои двери в октябре того же года.
5-й конгресс Рабочей федерации дал новый импульс развитию либертарных школ. Было принято решение: «5-й конгресс, признавая необходимость эффективного налаживания свободного обучения, рекомендуем всем обществам, объединенным в федерацию, выделить часть своих фондов на поддержание свободных школ, библиотек и издание брошюр, и ФОРА должна поддержать любую возникающую инициативу, направленную на их создание, а местные советы гарантируют их нормальное функционирование».
В 1907 г. открылась «современная школа» в Лухане, на улицах Италии и адмирала Брауна. «Обучение будет смешанным (…) Современная школа преследует цель подготовить действительное братство человечества, без различия классов и пола.
Физические упражнения и ручной труд одновременно укрепляют детский организм и имеют тенденцию привить ребенку любовь к труду. С этой целью в школе действует курс женских работ, а мальчики изучают сельское хозяйство и учатся работать на земле, насколько это позволяют их физические возможности.
Кроме того, как можно скорее будут организованы мастерские для изучения ремесел. Таким образом, Современная школа надеется вести борьбу за приход общества, в котором все его члены трудятся и действуют в унисон со всеми» («La Protesta», 28 августа 1907 г.).
С помощью докеров порта в 1908 г. открылась «Современная школа» в Росарио, а в 1909 г. – в Буэнос-Айресе, став продолжением предшествующего опыта в квартале Ланус. Руководство этой школы возглавлял Хулио Баркос. «Ла Протеста» 7 апреля комментировала: «При хорошей погоде был устроен пикник, организованный Административной комиссией Современной школы вместе с группами «Любители свободы» и «Пробуждение» в воскресенье 4-го числа текущего месяца. В 8.30 отправился трамвай (…) до места (…) Потом (дети) читали стихи и диалоги, и их манера декламации произвела сильное впечатление на толпу взрослых, воодушевленных проникновенными строками. С выражением, полным чувства, они выражали протест детей против людей, изуродованных самыми низкими страстями, утонувших в пучине пороков, лжи и тупости. Были висячие котелки и стрельба по куклам, которая состояла в бросании мяча по 8 карикатурам, расположенным в ряд на доске и прикрепленным шарнирами. Они олицетворяли клир, буржуазию, милитаризм и проституцию. Это привлекло большое внимание».
Эксперименты были осуществлены также в Мендосе, Инхеньеро-Уайт, Ла-Плате, Маар-дель-Плате, К.Ривадавия.
В 1912 г. была образована Рационалистская лига Аргентины. Ее целями были:
«Статья 1. Под названием Лиги рационалистического образования создается народная ассоциация со следующими целями:
а) всеми средствами пропаганды знакомить с целями и принципами рационалистического образования;
б) стремиться соединить усилия всех сознающих необходимость реформы ныне существующей школы с тем, чтобы разработать систему и план образования, реализующие научную и гуманитарную концепцию Современной педагогики.
в) осуществлять на практике эту концепцию с целью создания рационалистических школ, которые станут основой для экспериментального испытания этого плана и этой системы.
Статья 2. Одобрить в качестве принципа действия и основы ее работы следующее: Проблема образования должна рассматриваться с точки зрения индивида, в связи с чем:
а) школа должна готовить из каждого получающего образования полезного члена общества, и одновременно с прогрессом условий его жизни, делать из каждого ребенка человека, восприимчивого к пониманию идеала всестороннего улучшения жизни, ориентируя дух на образование в сторону будущего, а не прошлого;
б) обучение – это не всё, само по себе оно формирует только эрудитов. Необходимо стремиться к уравновешенному и гармоничному развитию всех способностей и тенденций, полезных для формирования здорового человека, с ясным умом и без предрассудков, человека, чья этическая жизнь основана на чувстве общественной солидарности;
в) любая система образования должна исходить из точного знания физической и психической природы ребенка, должна вдохновляться научными методами;
г) она вдохновляется признанной и демонстрируемой истиной, с учетом ее относительности; тем самым отвергается любая догма, любой факт, опирающийся исключительно на авторитет или традицию;
д) школа не должна навязывать, она должна показывать и убеждать, пробуждать ум, стимулировать рассуждения, вести к тому, чтобы во всех областях проявлялась индивидуальность».
Лига действовала во многих отделениях рабочих союзов, и образование не ограничивалось только детьми; образование получали и сами трудящиеся.
После событий, произошедших в связи со столетием независимости Аргентины, введения осадного положения и закона о защите общества развернулись широкие репрессии против рабочего движения в целом. Инициативы в сфере образования разделили ту же судьбу. Со своей стороны, церковь пользовалась любой благоприятной возможностью для атаки на образовательные проекты, которые противоречили ее школьным «теориям». Многие авторы называют церковников Росарио прямыми виновниками закрытия школ, которые они пытались постоянно травить через местную печать. Преследования учителей и трудящихся в ходе каждой стачки, смерть Ф.Феррера в Испании, – все эти факты вызвали постепенное затухание импульса к либертарному образованию. С середины 1910-х гг. многие из образовательных учреждений были закрыты. Но это не покончило со стремлением трудящихся-анархистов к либертарному образованию, и многие учреждения дожили до начала 1920-х гг.
Как видим, либертарные школы начала ХХ века были весьма многочисленными, и это несмотря на то, что огромное количество образовательного материала было утрачено в ходе неоднократных нападений полиции на образовательные учреждения и помещения рабочих союзов. Образование пало жертвой тех же процессов разрушения, какие испытало на себе рабочее движение. Если сегодня религиозная культура по-прежнему ставится под сомнение (весьма вероятно, плод революционного опыта), в целом, в школах можно обнаружить сегодня светско-государственнические тенденции, чья главная цель – формировать граждан, соблюдающих не религиозный культ, а культ государства, законов, обязанностей, повиновения, благоговения перед расписаниями и правилами. Эти школы видят в ученике объект для формовки на потребу капиталистического рынка. Удачливы те, кто в этой пирамиде занимают первые посты, счастливые выпускники университетов, спонсируемых крупными компаниями и создающих лидеров и интеллектуалов. Огромное же большинство вынуждено довольствоваться начальной школой, в лучшем случае – средней, которая должна приучить их спозаранку приходить на работу и соблюдать иерархию, сгибая голову перед хозяином.
Ноэлия Феррер
(Из брошюры: La educacion en las ideas libertarias. Buenos Aires: Ed.FORA, s.d.)
Перевод: В.Граевский
http://aitrus.info/node/241