Анархисты задались целью обличать социальную несправедливость; они показывали трудящимся, что построить свободное общество возможно. Для этого использовались самые разные средства; участие в выступлениях за экономические требования, печатная пропаганда, театр и педагогическая работа: школы, народные университеты, центры социальных исследований.
В мае 1902 г. открылась Либертарная школа «Жерминаль». Денег не хватало; для того, чтобы собрать средства, были организованы празднования, на которых товарищи покупали лотерейные билеты, и лекции. «Организаторы надеются собрать достаточное число людей, готовых предоставить 500 мильрейсов в месяц, чтобы позволить родителям оплатить школу для своих детей, которые получат книги и тетради бесплатно. Товарищи! Вырвем детей у попов и правительства!»
В ходе мощной рабочей агитации и несмотря на жестокие преследования движения открыло свои двери и другое учреждение: Социальная школа Рабочей лиги Кампинаса. Ответственным за образование стал анархистский активист Аделину ди Пинью. Паровозный механик, он оставался неграмотным до взрослых лет и установил связи с анархистской средой. В 1907 г. Бразильская рабочая конфедерация (СОВ) призвала трудящихся уклоняться от записи в аремейские списки: военщина готовилась к возможному вооруженному конфликту с Аргентиной. Аделину ди Пинью выступил перед учениками:
«Мои маленькие друзья! Здесь, в Бразилии, с недавних пор говорят о возможной войне между Бразилией и Аргентиной. Объявлено о введении обязательной военной службы. Но те рабочие, которые знают, какие бедствия несет война, которые убеждены, что война наносит куда больший ущерб пролетариату, нежели всем прочим, потому что она отнимает у них детей и посылает их на бойню, – эти рабочие полны решимости ответить на войну войной. Бразильская рабочая конфедерация постановила объявить 1 декабря праздничным днем, чтобы рабочие, освободившись от фабричных дел, могли совместно, вместе со своими товарищами укрепить связи, которые должны соединять их в борьбе с общим врагом. По этой причине у нас (Социальной школы), не имеющих обыкновения признавать праздники ни государственные, ни церковные, сегодня выходной, праздничный день. Возвращайтесь домой, и пусть в ваших сердцах глубоко укоренится любовь к миру. Ведь только в мире достижима та ясность, какая позволяет заняться общественными проблемами, касающимися благополучия людей» (“A Voz do Trabalhador”, январь 1908 г.).
Знакомить учащихся с выступлениями рабочих организаций – такова была обычная практика в анархистских школах. Она свидетельствует о взаимосвязи между делами и педагогическими принципами.
Со своей стороны, анархистские синдикалисты и газеты поддерживали деятельность этих школ. Пример: рабочие Ромеру и Гарсиа активно участвовали в празднике в пользу «Соверенной школы» №1. Собранные средства позволили издать газету «O Inicio», сделанную учащимися.
Такую же атмосферу взаимопомощи можно было обнаружить и среди учителей, которые должны были подавать пример ученикам, и в совместных действиях с другими школами. Практиковались совместные пение и прогулки. Эффективное согласие обеспечивало работу в гармонии с либертарными идеалами.
Помимо такой взаимопомощи в школьной среде, преподаватели стремились поддерживать память о важных датах рабочей истории. Отмечалась память Парижской коммуны, Чикагских мучеников, годовщины отмены рабства в Бразилии, казни Феррера. В Рио-де-Жанейро, где было часто полицейское насилие, дети выходили 1 мая на улицы с пением «Интернационала»… Речь шла о том, чтобы раскрыть – иными средствами, нежели те, какие практикуются в традиционной школе – нечто совершенно новое в преподавании истории Бразилии: взгляд угнетенных.
Об этих школах мало работ и статей. В одной из них преподаватель А. ди Пинью отмечает, что экзамены не нужны; они не служат мерилом знаний учащихся. Если повышенное внимание необходимо, то к тем, у кого меньше шансов на успех. Те, кто легче воспринимают знания, уже обладают способностями, дарованными им природой». В Бразилии, где блат и знакомства являются правилом, некомпетентный индивид нередко получает диплом при помощи покровителя…
Такое обучение – при котором девочки и мальчики учатся в одном классе, принимаются во внимание интересы каждого, а преподавание и досуг объединены – было характерно и для других педагогических течений того времени: американских протестантов, «Новой школы» и т.д. Если методы аналогичны – в чем же отличие анархистской школы?
Цель анархистского образования – формирование людей, заинтересованных в создании общества равных, в котором все стремятся к социальному благополучию каждого. Эта направленность на участие в создании нового общества проявляется во многом: в соответствующем преподавании истории, в участии детей в праздниках, издании газет, сборе средств для школ и т.д. Именно согласие с идеями преобразования общества определяет либертарную педагогическую практику, отличную от других педагогических проектов эпохи.
От этих педагогических инициатив остались лишь немногие свидетельства, хотя в Бразилии начала ХХ века было создано много школ такого типа. Они основывались на идеях анархиста Франсиско Феррера, основателя барселонской «Современной школы» в Испании.
Либертарные школы были всегда тесно связаны с рабочим движением и после 1917 г. отражали события, разворачивавшиеся на заводах предприятиях страны. Трудящиеся вели жизнь, полную лишений; стачки следовали одна за другой; города Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро были дважды парализованы всеобщими стачками; свирепствовала эпидемия «испанки»; наконец, издалека докатилось эхо Русской революции. Под давлением профсоюзов были достигнуты некоторые улучшения. Но в ноябре 1919 г. в Сан-Пауло ворвалась бомба, убившая 4 анархистов, в том числе Жозе Алвиша, директора «Современной школы». Создание компартии увлекло некоторых активистов в ее жестко структурированную организацию. Разрешение на деятельность «Современных школ» было отменено и, несмотря на то, что в Бразилии и позднее предпринимались новые эксперименты, старые анархистские школы были закрыты к концу 1919 г.
Р. и М.С.
«Aujourd`hui». 19.06.1998. No.18.
<a href="http://aitrus.info/node/241