Педагогика Поля Робена

Т.В. Цырлина называет некоторые из них:
• Воспитание должно быть всесторонним, т.е. направленным на развитие всех сторон человеческой природы.
• В основу воспитания должен быть положен разумно организованный физический труд.
• Воспитание должно быть совместным, т.е. равным для юношей и девушек.
• Нравственное воспитание должно занимать центральное место в общей системе воспитания.
• Педагоги и учащиеся должны строить свои взаимоотношения на основе сотрудничества и признания свободы воспитанников.

С позиций свободы Робен рассматривал и вопросы нравственного воспитания. Цель нравственности в Семпюи определялась в соответствии с основным принципом утилитаризма И. Бентама: достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Взгляды Робена на проблему расходились с позицией официальной педагогики того времени. По традиции основы нравственности должно было закладывать религиозное воспитание. Главным принципом эпохи было воспитание в вере. Робен же к проблеме веры подходил с философских позиций: так как отсутствие бога так же нельзя доказать, как и наличие его, значит, одинаково вредно насаждать и религию, и атеизм. Поэтому в приюте Прево не было ни специальных уроков Закона божьего, ни уроков нравственности, но в ходе преподавания истории детей знакомили с различными религиями, особенностями их возникновения и основными вероучениями. Подробно знакомили с христианством, личностью Иисуса Христа и своеобразием развития христианства в разных странах.

Робен считал, что нравственность необходимо «преподавать» не только в учебных курсах, но и практически, на живых примерах, на деле. Поэтому главным фактором в его доме являлся сам строй жизни: совместный труд, чудесная природа, сотрудничество и взаимопомощь во всех ее видах.
При составлении распорядка дня во главу угла ставилось здоровье детей, потому расписание дня включало физические упражнения (гимнастика, коньки, велосипед, игры, прогулки), ручной труд (работа в мастерских и на полях); труд умственный (классные занятия, проводимые часто на воздухе); чтение; отдых и еду; сон. Домашние задания не задавались.

Важную роль в воспитании П. Робен придавал развитию в детях самостоятельности. Французский педагог твердо верил, что природные задатки ребенка проявятся лишь в том случае, если ему будет предоставлена полная свобода самовыражения. Только почувствовав собственную свободу и самостоятельность, ребенок научится ценить и признавать свободу окружающих. В сиротском доме не только не использовали наказаний, но и старались избегать любых приказаний. Воспитанников учили постепенно осознавать смысл и содержание своих обязанностей, которые вытекали из всей совокупности общих условий жизни.

«Взрослые должны проникнуться уважением к личности ребенка, – не уставал он повторять, – должны отказаться от каких-либо посягательств на его свободу и внушение ему страха перед авторитетом. Ребенок неизбежно обратится за помощью к взрослому, естественным образом признав его умственное и физическое превосходство. Такое естественное доверие к старшим и является лучшей заменой пассивного послушания и страха перед силой». Чтобы достичь доверия ребенка, учил Робен, нужно с первых шагов жизни внушать ему одну простую истину: «Ты свободен! Делай так, как считаешь нужным!». Вместе с тем в доме Прево существовали известные правила, исполнение которых было обязательно. Однако в отличие от традиционной школы, каждое правило здесь подробно обосновывалось, а чаще всего вырабатывалось самими ребятами и диктовалось самой жизнью.

Вместо религиозных праздников в приюте устраивались праздники в честь великих исторических событий и великих людей, а также великих принципов человеческой жизни: праздники труда, равенства, братства и т.д.

Оригинальные подходы к обучению детей письму, грамоте Поль Робен выразил в книге «Об интегральном обучении», где он предложил использовать такие методики, такую технику, которые позволили бы ребенку приобрести «через практику привычку иметь полную свободу разума». Робен считал, что ребенка надо обучать искусству говорить и писать для других. Однако, по его мнению, педагоги «не должны игнорировать одну, часто забываемую точку зрения – искусство писать для самого себя. Почти всегда необходимо придти на помощь памяти, чтобы вспомнить в течение более или менее длительного времени прочитанное или основные тезисы для устного выступления. Чтобы достичь этой цели, нужно научиться делать заметки – вещь не совсем заурядная, которой детей особенно не обучают. Никто не станет оспаривать, что здесь самая краткая запись будет наилучшей». Поэтому первичной системой письма для обучения ребенка французский педагог считал стенографию. Для него также было важным, чтобы произведение было напечатано.

В работе, опубликованной в 1900 г. под названием «Сампюи» («Cempius») бывший питомец приюта Габриель Жиру описывает педагогическую практику, внедренную Полем Робеном. В этой работе опубликована фотография мастерской «типографии-литографии», где изображены работающие ученики. Эта прекрасно оборудованная мастерская удивительно напоминает профессиональную типографию. Вероятно, в Сампюи ученики печатали не только брошюрки, инструкции, но и свои собственные работы.

Робен предъявлял высокие требования к кандидатам на должность воспитателя. «Педагоги же нашего приюта должны смотреть на себя как на членов сообщества подростков, как на отцов или матерей большой семьи. Надо учиться находить свое счастье в этой среде детей и юношества, надо постепенно – на уроках, и в игре, и за столом – заниматься их воспитанием, надо самому находить удовольствие в играх; только тогда можно почувствовать себя вполне на своем месте, быть полезным делу».

Достижения приюта не могли не признать правительственные чиновники. Однако против Робена восстало католическое духовенство. Робену было объявлено об отставке.

С того момента, как Робен покинул стены приюта Прево, заведение это стало медленно угасать. Однако разработанные им принципы и формы деятельности легли в основу многих «новых школ» Европы.

(При подготовке материала использованы результаты исследования Т.В. Цырлиной: Цырлина, Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т.В. Цырлина / М.: Сентябрь, 1997)
<a href="http://home.tula.net/ltolstoy/161.html

<a href="http://aitrus.info/node/242

Схожі статті

Напишіть відгук