Австрия, наконец-то, вздрогнула и пришла в движение: огромная студенческая демонстрация перед зданием художественной академии в Вене. Не без моральной поддержки со стороны администрации примерно 500 человек заняли академию 20-го октября. На следующий день демонстрация солидарности перед университетом. И когда полиция помешала демонстрации свернуть в сторону министерства образования, было спонтанно принято решение захватить audimax – самый большой лекционный зал. Двухъярусный зал служит с тех пор местом для дискуссий, саморганизации, стихийно возникающих воркшопов и лекций и, разумеется, концертов и вечеринок.
В “аудимаксе”, в прилегающих коридорах и других залах собираются учащиеся со всего города. Другие залы служат кухней, пунктом медицинской помощи и пресс-центом. У “инфо-пункта” можно узнать, где какие воркшопы происходят и что запланировано на день. Разумеется, левые группы используют происходящее для агитации и поиска новых членов. В происходящем в Вене активно принимают участие такие троцкистские группы, как “Revolution”, “Linkswende”, Социалистическая Левая Партия и другие.
Протестующие оперируют довольно общими студенческими требованиями, которые были сформулированы ещё пару лет назад в ходе общеевропейских протестов против “Болонского процесса”. Сворачивание внутриуниверситетской демократии, давление конкуренции и временных рамок обучения, обнищание университетов – по всем этим показателям Австрия уже давно находится ниже среднего уровня стран OECD. На недостаток финансов и переполненные лекционные залы (т.к. слишком дорогие семинары превращаются в лекции, чтобы вместить как можно больше студентов) администрации обычно реагируют введением ограничений на приём желающих учиться и усложнением первых экзаменов до такой степени, что количество учащихся сокращается более, чем наполовину.
Нужно отдать австрийским студентам должное: захват не выродился в “самую большую университетскую вечеринку”. Посредством веб-камер, интернет сайтов, twitter и facebook захватчики и захватчицы продолжают общаться с миром и мобилизовывать сочувствующих. Проводятся “дни открытых дверей”, чтобы помочь желающим представителям “мирного населения” преодолеть свои предрассудки по поводу “ленивых студентов, которым больше нечем заняться”.
Значительным фактором мобилизации стало отсутствие широкомасштабных протестов в Австрии этим летом и в прошлом году. Теперь же “что-то случилось” и всем хочется принять участие.
Есть, конечно, и негативные моменты. К примеру, не все горят желанием быть наблюдаемыми через веб-камеры 24 часа в сутки. Одни вынуждены мириться с этим, другие удаляются. Эйфория (“что-то случилось”) отодвигает всякую солидарную критику на задний план: в Венском университете были уже замечены и антисемитские плакаты на стенах (в “антикапиталитстической струе” – дескать, мы против банкиров и т.п. При этом образы “банкиров” были, очевидно, без особых размышлений переняты из нацистской пропаганды), а также сексистские высказывания и домогательства в спальной зале. Едва тематизируется отношение протестующих к распространённым в Австрии и Германии элитистским и право-консервативным корпоративистским студенческим объединениям (Burschenschaften).
Повсюду – и в Австрии, и в Германии, и в Швейцарии, протестующие пользуются поддержкой левых групп. Это правильно и способствует политизации протестов, однако, навязчивые попытки различных левых сект подмять спонтанные захваты под себя (вместо того, чтобы участвовать наравне со всеми) также мало обсуждаются.
Волна солидарных захватов распространилась на многие австрийские университеты и технические институты (Грац, Инсбрук, Зальцбург, Клагенфурт, Линц и некоторые другие), в Швецарии на университет Базеля, а Германии почти на 20 городов (Берлин, Тюбинген, Мюнхен, Майнц, Потсдам, Дюссельдорф, Кобург, Мюнстер и многие другие, а со вчерашнего вечера и Вюрцбург).
В общем и целом, речь идет об обещаниях университетской системы, которые она не в состоянии сдержать. Саму систему и своё место в ней протестующие почти не проблематизируют. Границы этого “пристойного восстания” в рамках университетской системы четко очерчены следующими двумя фактами: во-первых большинство протестующих ограничиваются реформистскими – даже не требованиями, а просьбами, адресованными либо конкретно к администрации учебного заведения, либо абстрактно к капиталистическому государству, во-вторых, студенты охотно ослабляют давление в ответ на увещевания администраций, а также формулируют свои требования в духе экономического национализма. С другой стороны, существуют студенты – противники захватов и протестов, чьи аргументы в духе “вот мы заплатили за учёбу большие деньги и имеем теперь право потреблять определённые знания, а вы нам в этом мешаете”, победить зачастую оказывается невозможно.
Европейские студенческие протесты подтверждают старый тезис Ситуационистского Интернационала: студенты не могут бунтовать иначе, кроме как бунтуя против своего обучения. Тем не менее, хочется надеяться, что движение сможет достичь поставленных целей и улучшить повседневную жизнь учащихся, что оно сможет тематизировать свои внутренние противоречия. Кроме того – опыт бунта и солидарности так просто не забывается.
Германия
Швейцарский сайт:
http://www.unsereuni.ch/
Австрийский сайт:
http://unsereuni.at/
Германский сайт:
http://www.unsereunis.de/
Источник: [url=http://www.vpered.org.ru/comment198.html]www.vpered.org.ru