Основа действующей педагогической модели – это все те же принципы Яна Амоса Коменского, т.е. немецкая «тоталитарная» педагогика, ярко расцветшая пруссачеством 19-го века.
Современные немцы отчаянно пытаются выкорчевать традиции палочной дисциплины, ориентируясь на альтернитивную педагогику. Однако въевшиеся традиции, тем не менее, время от времени проступают, озадачивая менеджеров «негибкостью» мышления сотрудников.
Альтернатива пруссаческой педагогике существовала еще во времена того же Коменского – английская Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. Но ее принципы были задействованы, в основном, в процессе обучения британской знати. Для всех остальных существовали розги. Нынешняя же тенденция стандартизации обучения, подведенная под Болонскую систему, призвана скорее штамповать хороших чиновников, но не продвинутых программистов.
Сейчас общество и рынок труда требуют развития индивидуальности и творческого мышления. Следовательно, старая система просто пасует перед выполнением поставленных задач, предпочитая изолироваться в государственническом заповеднике.
Потенциальной альтернативой могли бы стать школы «свободного обучения», вальдорфские школы, существующие в Украине пока только в Киеве, Днепропетровске и Одессе под эгидой ЮНЕСКО. Они, однако, специализируются в основном на детсадовцах и младших классах.
Когда несколько лет назад мне доводилось переводить на суде для швейцарской пары, усыновлявшей детдомовского ребенка, я и представить себе не мог, насколько сможет развиться это затюканное создание. Кроме заторможенного развития (как практически у всех воспитанников государственных детдомов) он был «награжден» еще и целым букетом серьезных заболеваний. В 5 лет говорить не умел. Три года спустя ребенок приехал с приемными родителями на экскурсию. Бегло говоря на четырех языках, иногда лишь вставляя в немецкий французские слова, мальчик пытается похвастаться компьютерными программами собственного сочинения. Приемные родители, бывшие хиппи, не нарадуются – вальдорфская школа.
Как ни странно, но преподаватели вальдорфских школ наиболее «любимым» возрастом считают зачастую как раз переходный подростковый возраст. Дело в том, что основной аспект проблематики отцов и детей, преподавателей и учащихся в этот период сводится к вопросу о лжи и лицемерии. Наиболее сжато он сформулирован Вовочкой из анекдотов: «и эти люди запрещают мне ковыряться в носу». Вальдорфские преподаватели, на мой взгляд, лучше решают эту проблему, просто не впаривая общественную и государственную мораль. Если «выросшая индивидуальность» будет действовать вопреки государству – что ж, тем хуже для государства.
Если проще, это можно свести к выбору: вам нужен талантливый, но, возможно, непредсказуемый ребенок – или послушный винтик с купированными психологическими особенностями?
Альтернативных педагогических моделей существовало много, в реальности же все попытки реформирования не затрагивали основ прусской системы, не пересматривая саму суть процесса образования.
Вальдорфские школы пережили несколько этапов подъема и упадка. Основанные в 1919-м для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» Рудольфом Штайнером, эти школы были «задавлены» в жесткий период 30-х – 50-х, возродившись в середине 60-х, угасли к 80-м, вновь переживая ренессанс в 2000-х.
Педагогику здесь принято рассматривать не как науку, а как искусство. Преподаватели пытаются отойти от принципа разделения труда – учитель должен быть универсалом, но в первую очередь художником. Обучение в них не состязательное – оценок как таковых нет. Упор делается на междисциплинарный подход, развивающий целостный взгляд на мир. Учебников тоже нет. Единственный обязательный урок – эвритмия, спонтанные движения в такт музыки, шумов и стихов. Предполагается, что обучение происходит больше с помощью образов, музыки. Определенные понятия необходимо не только слышать, но и «вытанцовывать». Раскрепощение сознания практикуется не только ради обучения. Оно призвано пробуждать любопытство и потенциальную способность самообучаться.
Подобные школы автономны, не подотчетны в принципе администрации. Преподаватель сам разрабатывает и программу обучения. Поэтому основная проблема таких школ – согласование с формальными государственными требованиями.
Государство никогда особо не жаловало вальдорфские школы, также как и школы «свободного обучения» Александра Нилла в Великобритании и США. В результате отсутствие альтернатив приводит к тому, что в тех же США миллионы семей забирают детей из государственных школ. Они предпочитая домашнее обучение и, дабы не травмировать психику ребенка, обучают его с учетом образа жизни, индивидуальных особенностей, выбирая темп и подстраивая режим обучения под ребенка, а не наоборот.
Но поскольку, как и «свободные» школы, это могут позволить себе лишь состоятельные граждане, то классовый принцип сохраняется и предопределяется с детства. Кому реформированное пруссачество, кому – «свободная школа».
Колесник Дмитрий
http://infoporn.org.ua/2009/09/02/sovremennaya_pedagogycheskaya_model’y_svobodnye_shkoly