Игры не только развлекают ученика, но и прекрасно мотивируют на получение новых знаний, поэтому учителя активно приобретают бесчисленные обучающие приложения, помогающие детям закрепить пройденный материал. Одна из успешных нью-йоркских школ, в своей программе ориентирующаяся на игровые методы обучения, открыла второй филиал в Чикаго. Другие школы начали смягчать политику относительно использования сотовых телефонов в классе, разрешив играть во время занятий в специальные обучающие игры. Есть еще и игра, в которой учителя стали супергероями.
Социальные медиа в школе
В 2011 году социальные медиа по-настоящему захватили образовательный процесс. Одни учителя, чтобы научить детей излагать свои мысли в письменной форме, предложили им завести собственные блоги, другие начали использовать формат твиттера в качестве поля для дискуссии, которое позволяет даже самым застенчивым студентам включиться в общую работу в аудитории.
Твиттер за партой
В 2011 году педагоги обрели свой голос и в твиттере. Популярные хэштеги вроде #edchat или #edtech используются учителями со всего мира для обменом информацией и идеями друг с другом. Хэштег #pencilchat помог поставить в центр внимания проблему технофобии в образовании. А в июле прошлого года, благодаря твиттеру, были организованы марш и конференция в Америке, проходившие под слоганом «Спасти наши школы».
Технологическая грамотность
Современный рынок труда требует увеличения числа будущих специалистов в области точных и естественных наук, инженерии и технологии, а, следовательно, необходимо введение дополнительных предметов в школах. Так, например, в Foshay Tech Academy на юге Лос-Анджелеса начали преподавать основы web-программирования и Photoshop, международный фонд IBM открыл в Нью-Йорке новый формат бесплатного учебного заведения P-Tech, а в лондонском колледже будут преподавать айфонографию. Комитет родителей Америки выступил с инициативой ввести элементы компьютерной науки в школьную программу, в то время как в Великобритании на благотворительных основах стал разрабатываться компьютер за 25 $ Raspberry Pi, с помощью которого дети будут учиться программированию. Технические специальности настолько популярны и актуальны, что даже шестиклассники организовывают свои кружки для создания приложений для iPhone.
Онлайн-образование от университетов
Спустя 10 лет после появления бесплатных онлайн-курсов от Массачусетского технологического университета OpenCourseWare, где любой желающий может посмотреть и послушать лекции одного из лучших вузов мира, профессоры Стенфордского университета Питер Норвиг и Себастьян Труп решили поддержать идею свободного образования, запустив быстро набравший популярность онлайн-курс компьютерной науки. Максимально приблизив его к стандартам Стэнфорда, им удалось собрать около 160 000 слушателей. К настоящему моменту запущены еще 16 курсов, с помощью которых можно поучиться бизнес-технологиям, машинному обучению или узнать все о теории информации. В Массачусетской школе бизнеса Слоана решили не отставать, запустив виртуальный симулятор, позволяющий каждому пользователю изучить основы обучения MBA.
Дисциплина «Креативное мышление»
Эксперт по креативному образованию Кен Робинсон продолжает настаивать на внесении радикальных изменений в учебный процесс. На американском саммите Imagination он совместно с другими специалистами в области образования размышлял на тему того, как перенести игровой и творческий подход, пропагандирующийся такими компаниями, как Google или Pixar, в современные школы. Инициативная группа No Right Brain Left Behind объявила конкурс среди творческих компаний Америки на разработку идеи (устройства, приложения, продукта или чего-то совершенно нового и неожиданного), которая поможет развивать у ребенка так называемые мягкие навыки — такие как креативность или дизайн-мышление. Проект Imagination: Creating the Future of Education and Work представляет собой виртуальную лабораторию для обмена информацией, мнениями и опытом о том, как эффективно формировать атмосферу творчества в классе и развивать воображение у учеников.
Библиотечная революция
С распространением интернет-контента и цифровых носителей информации происходит изменение и адаптация традиционных роли и образа библиотек. В 2011 году университет Дрексель в Филадельфии открыл двери новой библиотеки, в которой нет ни одной книги, зато есть удобные стулья, столики для групповых занятий, доски и компьютеры. Частные школы — такие как Массачусетская Академия Кушинга — полностью перешли на цифровой формат, позволив библиотекарям сосредоточиться на обучении школьников искусству поиска и исследования информации. А построенный в Чикаго образовательный центр для подростков YOUmedia, оснащенный только цифровыми материалами, имеет все шансы стать образцом для библиотек будущего.
Автономия преподавателя
В прошлом году была чуть ли не переосмыслена роль учителя в XXI веке. В книге Teaching 2030 представлено набирающее популярность мнение о том, что в будущем педагог должен стать предприимчивым лидером. Будь то заимствование опыта у Jay-Z или разработка личностно-ориентированной системы обучения, дни, когда реформы в области образования пишутся людьми из министерства, сочтены. Педагоги должны сами формировать образовательную политику, уметь организовывать и направлять студентов, а также нести ответственность и защищать честь своей профессии.
Наталия Орехова
«Теории и практики»