Харвиндер Сингх приехал из Малайзии, чтобы учиться на врача в Волгоградском государственном медицинском университете :
Мы с отцом рассматривали несколько вариантов: я мог поехать учиться в Индию, Индонезию и Великобританию. Индию и Индонезию я отмел практически сразу — все-таки, когда принимаешь решение ехать в другую страну, хочется получить совершенно новый опыт, а с этими странами меня многое связывает. В Индии живут мои бабушка и дедушка, а в Индонезии я был уже несколько раз, ничего нового я там уже не увижу, даже язык отличается лишь сленгом. А в Великобритании слишком уж дорого — хотя это был несомненно привлекательный вариант. Но мы с отцом рассудили, что неразумно тратить последние деньги — все, что у нас есть — ради учебы в этой стране. Так я и оказался в России. Образование здесь, по сравнению с другими странами, довольно дешевое — да и российский диплом принимают почти во всем мире.
За год я плачу $3250 — но и то, только потому, что заключил контракт на все время обучения. Сейчас для первокурсников стоимость составляет около $6000, но даже и так — это довольно дешево. В Малайзии средняя стоимость обучения на врача — $20 000.
Для меня было очень непривычно, что оценки можно просто купить. Если говорить о медицине, то в Малайзии гораздо больше практики, ты действительно учишься на больном человеке, хотя и под наблюдением. В России в большинстве случаев с пациентами можно только общаться, что лично для меня огромный минус.
Что касается обычной жизни, то сразу заметил — здесь много красивых девушек и мало людей, говорящих на английском. Слишком много пьют и много курят. Да и русская зима… Просто жесть. И еще мне не нравится расизм. Не буду углубляться — сами знаете, что я имею ввиду.
После окончания учебы я уеду домой, но буду жутко скучать по России и по Волгограду — месту, где я вырос и стал взрослым. Уже сейчас знаю точно, что буду приезжать сюда регулярно. К сожалению, я не могу остаться здесь работать — тем более, врачом. Здесь, в России, врачи обычные люди: их не уважают, у них маленькие зарплаты. К тому же, врачам приходится работать на очень старом оборудовании. В области медицины весь мир двигается вперед, но Россия этому развитию почему-то очень сопротивляется.
Валь Эньи Жан Элизе приехал из Кот-д’Ивуара, чтобы учиться на инженера в Тверском государственном техническом университете:
Наше государство предлагает лучшим выпускникам школы продолжить свое обучение в других странах. Мне предлагали поехать в Россию или Китай. Я выбрал Россию, потому что считаю ее более модернизированной.
Самое непривычное в российской системе образования — это система оценок. У нас низшая оценка — 0, а самая высокая — 20. У российских же преподавателей выбор невелик: 2, 3, 4 и 5. Во-вторых, в Кот-д’Ивуаре невозможно пересдать зачет и получить другую отметку — что заслужил, то заслужил. Экзамен бывает только один раз для всех. К тому же, все отвечают на один и тот же вопрос.
Мне стыдно смотреть на молодых родителей на улице. Семья: муж, жена, ребенок — мужчины в руках пиво и сигарета, у женщины тоже самое. Ребенок на все это смотрит. А еще они порой и материться начинают. Это просто ужасно.
Еще мне не нравятся отношения между студентами. Например, не было меня на паре — естественно потом я спрашиваю, что задали — и русским студентам почему-то очень трудно сказать! То ли жалко, то ли еще что. Или общаемся в университете, а стоит встретиться на улице — они делают вид, что мы не знакомы. Конечно, так поступают не все, но большинство. Я люблю Россию, но такого отношения я не понимаю. Да, я черный, но я как все!
Юн Сунь приехала из Китая, чтобы учиться на филолога в Курском государственном университете:
В Китае я учусь Тяньцзинском университете иностранных языков по специальности «Русский язык и литература» — так что поездка в страну, культуру которой я изучаю, мне явно не лишняя. Когда мне представилась возможность поехать учиться по обмену в Россию, я с радостью ей воспользовалась.
Как правило, университетское образование длится всего четыре года. Зачем в России учатся пять лет, мне непонятно. Но этот обмен для меня очень выгоден, потому что в Китае я учусь на платном отделении, а за эту поездку платит государство.
Больше всего меня шокируют русские женщины. Они очень много курят. У нас тоже такие есть, но не в таком количестве. И еще в университете много беременных студенток, для Китая это — феномен. В обучении мало стресса, все спокойно, размеренно. Да и в жизни, наверное, тот же самый плюс — Курск тихий, спокойный город. Люди добрые, жизнь недорогая. Мне нравится этот город. Раздражает, что в российских вузах нет обеденного перерыва — ни покушать нормально, ни отдохнуть. У нас в стране обеденный перерыв длится целых два часа. Обедаем, отдыхаем, набираемся сил. Готовимся к занятиям, в конце концов!
Когда вернусь в Китай, буду учиться в магистратуре. Буду продолжать изучать русский язык. Я уже решила, что выберу для себя направление лингвокультурологии.
Валерио Васкес Барсена приехал из Мексики, чтобы учиться на режиссера цирка в РАТИ-ГИТИС:
Я приехал учиться в Москву, потому только здесь есть моя специальность. Но я не занимался слишком тщательными поисками, потому что изначально был наслышан о ГИТИСе. Дома, в Мексике, я познакомился с преподавателем, который закончил этот университет давным давно — именно он и заинтересовал меня этим вузом. К тому, же мои родители всегда восхищались Россией. Так что интерес к этой стране у меня был с малых лет.
У меня есть легендарный преподаватель по режиссуре и истории цирка — Максимилиан Немчинский. У него огромный опыт, но и даже это не самое главное. Увлекает его манера преподавания, его харизма. А когда мы ему показываем свои номера, буквально первые секунды, он уже точно знает, что именно это будет. Как будто он читает наши мысли!
Российская система образования менее гибкая с одной стороны, а с другой — очень продуманная. Потому что есть заочное отделение, работа которого хорошо налажена. Я не могу много рассуждать об этом, потому что не знаком с мексиканской системой высшего образования. Но я знаю точно, что в Мексике, так же как и в Европе, самому можно выстраивать свой процесс обучения: выбирать учебные предметы и курс, на котором тебе удобно их изучать. В российких же вузах все давно выбрано за нас. Мне нравится то, что помимо профессиональных предметов мы изучаем еще и общеобразовательные дисциплины — были курсы по истории и философии.
Я плачу $2500 за семестр — это, конечно, дорого, но в Мексике для иностранных студентов примерно такие же условия. И это недорого, если вспомнить, сколько стоит образование такого профиля, скажем, в США.
Для меня самым большим шоком стало то, что в России мало света и цветов. Летом, конечно, больше, но все же. Мексика — тропическая страна, я прожил в ней всю жизнь и поэтому был очень удивлен, когда увидел, что бывает иначе. А ведь такой серый пейзаж очень влияет на характер — и именно с этим и связан мой второй шок: люди в Москве холодные и прямолинейные, когда у нас все наоборот — люди общительные, хотя и немного лицемерные.
Учиться мне еще долго — а потом либо обратно уеду в Мексику, либо может работа найдется и в России! Все-таки в Мексике найти работу режиссером цирка не так просто.
Мария Долгополова
Теории и практики