В 1895 г. Феррера приглашают преподавать испанский язык в Лицее Кондорсе.
Он вступает в контакт с теоретиками либертарного коммунизма Жаном Гравом и Элизе Реклю, либертарным педагогом Полем Робеном. Под их влиянием к середине 1890-х гг. он становится анархистом. Как и многие из активных анархистов, Феррер придавал большое значение революционно-синдикалистскому движению по примеру французской Всеобщей конфедерации труда. В концепции революционного синдикализма организации, созданные трудящимися в процессе борьбы за свои интересы (рабочие союзы, кооперативы и т. д.), являются своеобразными школами для взрослых, очагами либертарного коммунистического общества. В них проходит процесс выработки новых культурных ценностей, новой этики, связанной с самоуправлением. Феррер считал не менее важным воспитание подрастающего поколения, которое сможет осуществить социальную революцию и создать свободное и справедливое общество. Феррер полагал, что воспитание свободной личности не имеет ничего общего с христианством. Проповедуя смирение, эта религия мешает человеку бороться за создание нового справедливого строя.
Сочетая педагогические идеи поля Робена и других теоретиков свободного воспитания с новейшими теориями детской психологии, Феррер создал концепцию «рационального воспитания», которую раскрыл в своих трудах – «Обновленная школа» и «Принципы научной морали». Под «рациональным воспитанием» понималось интеллектуальное, физическое и нравственное развитие личности ребенка с максимальным учетом его интересов и индивидуальных особенностей. Воспитатель, по мнению Феррера, в своих действиях должен исходить из интересов ребенка: «Вся ценность воспитания должна заключаться в уважении к… воле ребенка». Цель школы – воспитать «людей, способных беспрерывно эволюционировать, способных обновлять окружающую их среду и самих себя».
Феррер считал недопустимым подчинение школы государству и церкви. Задача государственной системы образования состоит в том, чтобы «приучить ребенка повиноваться, слепо верить и думать согласно господствующим социальным догмам, приспособить ребенка к тому месту в обществе, которое навязано ему правящими элитами. Главный метод воспитания в этой школе – принуждение. Поэтому коренные изменения в ней должны быть основаны на «уничтожении принуждения», устранении «моральной и нравственной дисциплины», которая «прививает детям готовые идеи,… уничтожающие волю ребенка». Для развития свободной личности Феррер считал необходимым формирование критического мышления, способности к саморазвитию и терпимости к иной точке зрения.
Под влиянием статей и выступлений Феррера французская миллионерша Э. Менье завещала ему свое состояние. На деньги, полученные в наследство, Феррер 8 октября 1901 г. основал в Барселоне «Современную школу».
В эту школу принимали детей с 5 до 12 лет, независимо от пола и материального положения. Их распределяли по классам в зависимости от знаний. Феррер отказался от применения наказаний. Отсутствие принуждения способствовало установлению дружеского общения между преподавателями и учениками. Чтобы не вызывать конкуренцию между детьми, отказались от оценок. Традиционному разделению образования на начальное, среднее и высшее Феррер противопоставил идею «всестороннего воспитания» – единой школы. «Современная школа» давала ребенку единое, всестороннее и законченное образование, сочетавшее в себе элементы начального, среднего и профессионального. При школе работали мастерские, там детей по их желанию обучали ремеслу, которое могло им пригодиться в будущем. Обучение в школе продолжалось 4 года. Центральное место в обучении занимало изучение естественных наук; мистические и сверхъестественные объяснения каких-либо явлений не допускались. Занятия состояли из бесед преподавателя с учениками, наглядных уроков и образовательных прогулок (на природу, на фабрики и т. д.). Целью таких прогулок было развитие у детей интереса к самым разнообразным вещам и явлениям, склонности к наблюдениям и умозаключениям. Детей знакомили с фактами из газет и журналов, отражающими состояние общества, приводили в доступной форме разные точки зрения на социальные и другие проблемы. В школе проводились лекции и для взрослых.
Для обеспечения школы литературой Феррер основал издательство. В числе авторов учебников были знаменитый географ Э. Реклю и Ж. Грав. Выходил ежемесячный «Бюллетень свободной школы» – журнал, посвященный вопросам воспитания и предназначенный для родителей и учителей. В нем печатали труды П. Робена, Э. Реклю, П. А. Кропоткина, Г. Спенсера, биолога Э. Геккеля и астронома К. Фламмариона, сочинения Льва Толстого, переводы статей известных педагогов и психологов, статьи самого Феррера.
Об успехе деятельности Феррера говорят факты. При открытии школы в ней училось 30 детей, к 1907 г. их число возросло до 126. У Феррера появились последователи – «Современная школа» положила начало движению «новых школ» по всей Испании. К 1904 г. в Барселоне и в провинции по этой системе работали уже 14 школ для детей рабочих. К 1907 г. их было уже 47 с 1700 учениками. Феррер снабжал их учебниками, подбирал учителей. Материальную помощь школам оказывали испанские синдикалистские профсоюзы и сторонники идей Феррера.
Феррер продолжал революционную деятельность. С 1901 г. он сотрудничает в революционно-синдикалистской газете «La Huelga General» («Всеобщая стачка»), в 1907 г. был одним из основателей анархо-синдикалистской федерации «Рабочая солидарность» с одноименной газетой «Solidaridad Obrera», из которой позднее выросла знаменитая CNT. Феррер руководил просветительской работой анархо-синдикалистских союзов Испании. Да и само воспитание в его школе, имевшее откровенно антиавторитарный, атеистический и антивоенный характер, было деятельностью по преобразованию существующего общественного строя.
Испанское правительство до поры до времени терпело существование подобных школ, поскольку государственное начальное образование находилось в плачевном состоянии: к 1907 г. на 18,5 млн. населения страны лишь 6 млн. были грамотными. Но содержание «рационального воспитания» вызывало ненависть клерикалов и капиталистов. Они ждали повода для расправы над Феррером. 31 мая 1906 г. Матео Мораль Брока, работник издательства Феррера, по собственной инициативе бросил бомбу в свадебный кортеж короля Альфонса XIII. Феррера обвинили в организации покушения и арестовали, а его школу закрыли. Попытка реакционеров уничтожить Феррера возмутила всех, кто интересовался проблемами образования. Развернулась международная кампания в его защиту. О действиях испанских властей с возмущением писали газеты многих стран мира, почти во всех странах Западной Европы появились «союзы помощи Ферреру». Суд оправдал Феррера, однако вновь открыть школу ему не разрешили, заявив, что используемые в ней учебники не соответствуют установленным требованиям.
Феррер вынужден был уехать за границу и занялся пропагандой своих идей. В апреле 1908 г. в Париже совместно с английским журналистом Вильямом Гифордом он основал «Международную Лигу рационального воспитания детей». Целью Лиги была пропаганда идей «рационального воспитания». В нее входили педагоги из Испании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии и Великобритании. В руководство Лиги вошли известные деятели науки и культуры: писатели-лауреаты Нобелевской премии Анатоль Франс и Морис Метерлинк, видный теоретик свободного воспитания И. Эльсландер, Эрнст Геккель. Продолжали свою деятельность сторонники Феррера в Испании. С их помощью было возобновлено издание ежемесячного «Бюллетеня новой школы». 17 июня 1909 г., получив известие о болезни жены своего брата и племянницы, Феррер выезжает в Испанию.
В июле 1909 г. Испания развязала колониальную войну в Марокко. В ответ на мобилизацию рабочей молодежи в армию, в Барселоне и других промышленных центрах Каталонии началась всеобщая забастовка, переросшая в стихийное восстание, вошедшее в историю под именем «Трагической недели». Подавив выступление, испанское правительство и католическая церковь использовали его как предлог для расправы над Феррером. Его обвинили в организации восстания, арестовали и предали военному суду. Казни Феррера требовал Орден иезуитов, действия суда одобрил папа Пий Х. Обвинение было сфабриковано так грубо, что даже выделенный трибуналом официальный защитник капитал Гальсеран потребовал оправдать Феррера. На следствии и в суде выслушивались лишь те, кто давал показания против Феррера; были собраны все анонимные доносы, которые могли повредить ему; все, кого защита выдвигала в качестве свидетелей, были высланы из страны.
Эта расправа вызвала массовое движение в Европе. Создавались «комитеты защиты Феррера», проводились митинги протеста, испанскому королю Альфонсу XIII посылали тысячи телеграмм с требованием освободить Феррера. Но это не дало результатов. Феррер был приговорен к смертной казни и 13 октября 1909 г. расстрелян.
Казнь вызвала массовые акции протеста. В Париже, Лионе, Тулоне, Шербуре, Лондоне, Вене, Будапеште, Праге, Мюнхене, Брюсселе, Антверпене, Лиссабоне, Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, Мехико прошли демонстрации. В Париже на бульваре Курсель произошло настоящее сражение с полицией. В Милане и Риме прошли всеобщие стачки протеста. Территория Ватикана в течение недели охранялась итальянскими войсками, так как демонстранты носили откровенно антиклерикальный характер; священнослужителей встречали на улицах криками: «Подлые убийцы!». В России прошли студенческие митинги протеста в Петербурге, Киеве и Москве.
Убив Феррера, испанская бюрократия и клерикалы не сумели задушить движение «новых школ». К концу 1909 г. в Испании насчитывалось уже 209 «современных школ». Эти школы при поддержке рабочих организаций создавались и после смерти Феррера. Вопреки сопротивлению государства, церкви и капиталистов они продолжили его дело – распространяли либертарные представления о жизни и светское рациональное образование.
Вольский Д. Прямое Действие №18-19., 2001. С. 28-29