21 февраля 1973 г. студенты-юристы объявили забастовку и забаррикадировались в здании Юридического факультета расположенного в центре Афин Политехнического университета. Они требовали отмены постановления, согласно которому 88 студентов, названных там «подрывной молодёжью», были отчислены из ВУЗа. Власти вызвали на место событий полицию, и много учащихся тогда сильно пострадало. Это был первый шаг к началу большого восстания в университете.
14 ноября того же года, в среду, студенты Национального технического университета Афин, также известного как Афинский Политех, или Политехенион, объявили забастовку и начали протестовать против военного режима. Никакого противодействия властей не последовало, и они забаррикадировались в зданиях. Используя подручные материалы из лабораторий они соорудили радиостанцию, с помощью которой транслировали на все Афины следующее воззвание: «Это Политехейон! Народ Греции, Политехейон несёт флаг нашей и вашей борьбы, нашего общего дела сопротивления диктатуре и за демократию!». Одним из дикторов была Мария Даманаки, левая студентка, а в будущем греческий политик. Вскоре тысячи жителей столицы присоединились к ним, устроив акции протеста как на территории, так и вокруг Политеха.
К концу дня в зданиях Университета протестовало полторы тысячи студентов. Напряжение росло с каждым часом и к четвергу на место событий стали стекаться тысячи симпатизирующих им граждан, которые остановились рядом с расположенным неподалёку Археологическим музеем. К вечеру пятницы, 16 ноября, десятки тысяч человек собрались вокруг Политеха на улице Панепистимиу до пересечения её с проспектом Александраса.
Свидетели расходятся во мнении, с какого конца улицы Патиссион в толпу начали стрелять гранатами со слезоточивым газом, но появившийся удушливый газ заставил людей бежать сломя голову ещё до того, как на улице появились танки, идущие от проспекта Александраса.
В ранние часы следующего дня, 17 ноября 1973 г., около 25 танков AMX-30 подошли к забору Политеха; один из них занял позицию прямо перед главными воротами. Через 15 минут студенческая делегация попросила военных дать им полчаса, чтобы все желающие смогли выйти из зданий Университета, но получили лишь 15 минут отсрочки. И менее чем десятью минутами позже первый танк, стоявший напротив ворот, протаранил их и въехал внутрь.
Все события удалось запечатлеть на плёнку бельгийскому журналисту Альберту Коеранту, работавшему тогда в Греции в качестве корреспондента датского и бельгийского телевидения. Хотя запись получилась довольно тёмная, она достаточно чётко показала, как танк врезался и опрокинул ворота, на которые за несколько минут до этого влезли студенты.
В записи «Свободного радио Афинского Политеха», вещавшего с территории Университета, слышен молодой голос, отчаянно призывающий окруживших комплекс зданий солдат (которых он называет братьями по оружию) не подчиняться приказам и не атаковать «протестующих братьев». Затем голос срывается на эмоциональное исполнение текста национального гимна Греции. Вскоре после танкового прорыва радиостанция прекратила свою работу.
Согласно официальному расследованию, проведённому после падения режима хунты и оспариваемому многими людьми, во время восстания и его последующего подавления ни один студент не был убит и лишь несколько получили ранения в момент въезда на территорию Университета танка. У неофициальных источников есть другие цифры, говорящие о количестве погибших не только во время атаки на Политех, но и вокруг его территории. Они же говорят и о погибших на улице Патиссион от снайперских выстрелов полиции, расположившейся на крышах окрестных домов. Говорят и о беспорядочной стрельбе, открытой оттуда же ранним утром 17 ноября. Общие неофициальные цифры: 24 убитых (и число их может быть выше), сотни раненых и почти тысяча арестованных как у Политеха, так и у Министерства общественного порядка, где также располагались протестующие студенты.
Хотя есть документальные подтверждения того, что несколько гражданских лиц, а среди них несколько детей и даже один младенец, были убиты в перестрелках во время восстания, нет ни одного упоминания, что среди них есть хотя бы один студент Политеха. Несмотря на это, люди до сих пор верят, что десятки, а может и сотни, студентов тогда были убиты. Память и скорбь по действительно погибшим людям не смогла остановить некоторых от преувеличения последствий.
Как в воскресенье 18 ноября, так и на следующий день 19-го, массовое скопление солдат и полиции не давало людям собираться в центре Афин, а на всех стратегически важных позициях в городе и особенно вокруг Парламента стояли танки. По всей Греции был введён недельный военный закон, запрещавший собираться людям больше чем по четыре человека одновременно. Был введён и комендантский час с 19 до 5 часов, и несколько людей, нарушивших его, застрелили. 28 студенческих организаций в стране было распущено, а их имущество конфисковано.
Каждый год 17 ноября греческие студенты отмечают этот день, вспоминая о всех погибших в годы хунты. Территория Университета закрывается, а 17-е число по всей Греции в ВУЗах и школах считается неучебным днём. В этот день студенты и политики приносят венки к монументу в Политехе, где записаны все имена убитых в период Греческого сопротивления 1940-х годов учащихся (имён убитых во время студенческого восстания здесь нет). День памяти заканчивается демонстрацией, которая берёт начало у Политеха и проходит до посольства США.
По материалам [url=http://www.athensinfoguide.com/ru/history/t9-97-7polytechnic.htm]athensinfoguide.com