Болонский процесс в Украине: мимикрия или реализация?

Так называемый «Болонский процесс» имеет целью унификацию систем образования на территории всего «старого света», создания здесь «единого образовательного пространства». Вроде бы, можно лишь приветствовать столь прогрессивное начинание со стороны чиновников. Но критически мыслящая общественность ЕС и других стран, подписавших Болонскую конвенцию, протестует, поскольку действительная его цель состоит в создании единого общеевропейского рынка труда, позволяющего западноевропейским предпринимателям добиваться снижения стоимости рабочей силы.

Согласно множеству исследований и мнений студенческих организаций (таких как ESIB, Nork Studention и др.) болонский процесс несет за собой снижение качества образования, т.к. вместо фундаментального образования через систему курсов, которые предполагаются для получения действительно квалифицированного уровня, студентам нужно выслушать небольшой набор узкоспециализированных дисциплин. В итоге, при непрекращающихся разговорах о необходимости формирования у молодежи самостоятельного, критического мышления, что, как известно, является «залогом успешности построения гражданского общества», на практике происходит сокращение гуманитарных курсов – такой себе «эконом-вариант» европейского образования. Выбор определенного профиля означает быть поставленным на образовательный конвейер, где специализация от года к году будет все сужаться, затягивать, не давая возможности сделать шаг назад. Выходит столь привлекательная модель на практике оказывается не такой уж удобной. Академическая мобильность, которая так привлекала молодежь стран-участниц болонского процесса, для значительной части студентов осталась лишь мечтой из-за уровня достатка, которые выдвигают европейские страны тем, кто въезжает. Пока в Украине нет безвизового режима с Европой для нас это не более чем чиновничьи игры. Вместо этого – платное образование, низкая доступность магистратуры, и необходимость повторно поступать в ВУЗ и получать знания и навыки, необходимые для другой профессии в случае снижения спроса на их специальность. Теперь преподавателям в ВУЗах Украины не выделяется достаточно времени для помощи студентам в организации самостоятельного овладения дисциплиной, а также на консультирование и проверку качества выполнения самостоятельной работы студента, на которую отведено, согласно болони, 70% материала. Кроме того, участие студентов в принятии решений, которые касаются изменений в процессе образования, не только не поощряются чиновниками и администрацией вышев, а, напротив, этому участию препятствуют.

Не смотря на громадную разницу между странами, в положении студентов и рабочих есть много общего. Конечно, уровень благосостояния рабочего, студента или пенсионера в Украине и Германии различается, как различна и сама степень экономического развития этих стран. Но повсюду в мире люди сталкиваются со сходными проблемами. Украинские студенты так же, как немецкие или австрийские выступают против нововведений, смысл которых им неясен. Ярким примером могут служить преподовательско-студенческие выступления в НаУКМА в феврале- марте 2010. Причиной одинаковой реакции студентов во всей Европе является то, что везде происходит стремление корпоративного капитала минимизировать расходы на социальные нужды: сэкономить на образовании, медицине, пенсиях и пособиях, ЖКХ, общественном транспорте. И вряд ли болонский процесс способен решить эти проблемы. Однако можно отметить, что новая система как можно лучше будет подходить для подготовки дешевой рабочей силы.

На сегодняшний день, мы можем сказать, что неолиберальные реформы в сфере образования бьют в первую очередь по малоимущим слоям украинской молодежи. Коммерциализация образования – это превращение всеобщего и доступного образования в привилегию элиты.

11 марта дает нам повод ожидать перемен в организации системы высшего образования в Украине. Опыт показывает – инновации и изменения в системе, которые навязаны извне и насажены искусственно, не рождают радужные перспективы и не создают лучшие условия. И хотя возвращаться назад не принято, возможно, именно этот шаг в недалекое прошлое, к более эффективной системе образования, нам сегодня необходим, пока еще не намечается катастрофическая неизбежность стать интеллектуальными чернорабочими в какой-нибудь Португалии или Польше.

Так что же представляет Болонский процесс в Украине? К сожалению, с реализацией у нас туго, скорее некоторая мимикрия, постоянное подражание Западу. Но остается вопрос, нужны ли обществу такие узконаправленные «квалифицированные» специалисты? И еще, нужно ли такое общество, где главной целью выступает не человек и его счастья, а прибыль корпораций и ориентация только лишь на рынок.

Александра Дворецкая

www.marx.org.ua

Схожі статті

Напишіть відгук