Дело было так. Описывая я ситуацию со смертностью в России, я упомянула, что последнее десятилетие перед войной общие коэффициенты смертности отражали географию ГУЛАГа. Вопреки обыкновению не разъяснила этой фразы, как я всегда делаю при ссылке на исторические факты. ГУЛАГ, как я считала, современная молодежь знают. Нет! Уже не все. Две очаровательные девушки безо всякого стеснения с недоумением спросили, что такое ГУЛАГ. Я, немного растерявшись, просто расшифровала: “Главное управление лагерей”. “Аааа, лагерей – протянула одна из вопрошающих. А почему там смертность-то была повышенная?” Вот тут я и села. Им отвечал их однокурсник, я подключилась минуту-другую погодя. Но, боюсь, мое потрясение было столь очевидным, что девушки обиделись.
Почему меня задел именно этот эпизод? Я уже считала себя закаленной, сохраняла невозмутимость в разных ситуациях. Я не считаю, что ГУЛАГ – ключевой эпизод в советской истории, хотя считаю его важным. Нет у меня и однозначного идеологического предпочтения: все должны знать только историю репрессий, остальное можно забыть, это – нет. Нет такой избирательности. И это отнюдь не самое вопиющее проявление невежества. И даты первой мировой путали, и Октябрьская революция начиналась в 1981 году (даже спросить пришлось, похожа ли я на человека, родившегося до революции?), и про Бухенвальд с Маутхаузеном слыхом не слыхивали. Может, сегодняшний эпизод меня просто добил? последняя капля?
Не думаю, я не столь изнежена. Я уже готова к тому, что проскочить мимо сознания студентов могут не только важные исторические факты или значимые события сегодняшнего дня. Сколько раз, убеждаясь, что они не знакомы не только с ключевыми историческими фактами, но и с событиями-лидерами новостных сайтов, я бормотала строчку из любимого анекдота “Брошу все к черту и уеду в Урюпинск”. Но тут я вдруг поняла, что любой, самый раскрученный, самый заезженный пропагандой факт может остаться незамеченным. И радоваться тут нечему, де, пропаганда бессильна. В таких случаях и знание бессильно, и гуманизм, и рациональные аргументы, все. Люди просто живут вне общества, ничем не интересуясь и не на чем не задерживаясь мыслью. ГУЛАГ просто слишком популярный элемент современного “мейнстрима” общественно-политического. Конструкт, как сейчас принято говорить. И в учебниках он есть в большом количестве, и на истории про него говорят. От того сегодняшний случай все-таки редкость. Но это лишь доведенная до логического конца распространенная сегодня тенденция: жить в обществе, не думая о нем ни минуту, никак не оценивая свою жизнь в контексте человеческой истории. Жить абсолютно частной жизнью, даже информационно. Не только не участвовать в общественной жизни, но и ничего не знать о ней. Даже не предполагать, что она есть! Формируется не просто внеисторическое сознание (все, что было до их рождения, многие мои студенты именуют неопределенным “раньше”), но и сознание, не создающее даже структуры, в которые могло бы поместиться хоть какое-то систематизированное знание. Сознание, любое такое знание отторгающее. И с удовольствием впитывающее самую мистическую мистику, любые рассуждения о возможностях колдовства, ворожбы, приворота. Своего рода анти-знание.
“Любую можно кашу мировую затеять с молодежью горла-панской, которая вторую мировую уже немного путает с Троянской”. И не только кашу затеять, но и сделать с ними можно что угодно, они даже не заметят ничего. Стругацкие, “Второе пришествие марсиан”: “В газетах сплошной желудочный сок”. Это злая карикатура на аполитичного обывателя. Увы, сейчас полно людей, вообще не читающих газет. Успешно избегающих вездесущей, легко доступной информации. Они бы и не узнали ни про марсиан, ни про желудочный сок. И чудесно бы “устроились с питанием”.
Джерело: annavlochkina.livejournal.com