Предыстория, вкратце, такова . Начиная с 2009 года исторический, философский, психологический, а впоследствии и биологический факультеты были объединены в единую хозяйственную структуру — так называемый «куст». «Кустом» управлял и до настоящего момента управляет проректор, в компетенцию которого входит организация процедурных моментов, в то время как изначальная структура факультетов с отдельными деканатами и учеными советами остается неизменной.
В ходе «кустизации» университетское руководство, естественно, себя не обделило . Идущие сверху финансовые потоки были использованы для увеличения количества должностей, ответственных за «эффективный менеджмент». Но удельный вес бюрократии обратно пропорционален пресловутой эффективности. «Куст» получился крайне громоздким и неуклюжим. Простые вопросы текучки — такие, как расписание занятий, оформление командировок и закупка товаров — стали настоящей головной болью. Неясно, кто из армады чиновников должен заниматься конкретной проблемой.
Бывало, ситуация принимала кризисные формы . Например, некоторое время назад философский факультет жил практически без расписания, потому что план по неведомой причине не был утвержден чиновником в «кусте». И, что интересно, пока высокие чины препирались по поводу подписей, студенты и преподаватели организовали процесс обучения самостоятельно. Преподаватели философского факультета говорят, что часто прибегают к такой самоорганизации. Внесение изменений официальным порядком может занять несколько дней, а то и недель, а ведь решение о переносе лекции может понадобиться прямо сейчас. Например, если преподаватель заболел.
И вот, в ноябре руководство ВУЗа объявило, что «оптимизация» будет продолжаться и дальше. Философский и исторический факультеты будут объединены в институт истории и философии. И возглавлять этот институт будет не декан, избираемый ученым советом, а директор, которого будет назначать ректор СПбГУ, которого, в свою очередь, назначает президент. Все. Более никакой информации о происходящем, никаких возможных последствий руководство не озвучило. Никакой широкой дискуссии, которая предваряла бы решения такого масштаба. Людей просто поставили перед фактом.
Студенты и преподаватели отреагировали возмущением . Многие выразили уверенность в том, что дальнейшее усиление «эффективного менеджмента» выльется в разрастание бюрократической волокиты. Да и какой смысл в объединении совершенно разных с точки зрения науки факультетов — непонятно. Почему именно исторический и философский? Почему не философский и медицинский? Ведь многие великие философы посвятили годы изучению в том числе и медицины. А может, имеет смысл «слить» философский и физический факультеты? Ведь Аристотель и Иммануил Кант были известными учеными-естественниками. А Спиноза и вовсе очки шлифовал!
Но не только академическим абсурдом чревата интеграция факультетов . В России уже есть печальный опыт такого слияния. В Казанском федеральном университете аналогичные события привели к увольнению преподавателей, ликвидации кафедр и сокращению специализированных предметов. Все вполне укладывается в общую картину деградации образования в России. Особенно образования гуманитарного. Точнее, даже не деградации, а целенаправленного разрушения.
Почти вся образовательная система в сфере гуманитарного знания является наследием советского образования . Которое, конечно, имело массу недостатков, но одно достоинство было несомненным: высшие учебные заведения финансировались не про принципу эффективности, а в соответствии с запросами научного сообщества. Эти запросы жестко ограничивались требованиями экономической и политической номенклатуры, но ведь в современной России дела обстоят еще хуже. Старая многоотраслевая экономика была полностью разрушена полукриминальной обморочной приватизацией, а затем наступила эпоха сырьевой зависимости. Акулы бизнеса поняли, что им проще получать N денег от одной нефтяной вышки, чем строить десять заводов и получать то же самое N денег. А ведь эти десять заводов и составляют тот самый реальный сектор, про который нам прожужжали все уши. Именно вокруг него организуется сфера услуг, именно он насыщает рынок товаров и создает рынок труда. И заодно помогает встать на ноги той самой «экономике знаний». Но российскую элиту интересует не экономика знаний, а легкий барыш. И оседает этот барыш не в социальных учреждениях, а в карманах олигархов.
« На свет рождается слишком много лишних людей », — писал когда-то Фридрих Ницше. Думаю, российские власти разделяют эту точку зрения немецкого философа. С позиции нынешней «экономической эффективности», которая есть эффективность обогащения олигархов, историки, философы и культурологи — это балласт. Все равно пойдут в «Макдоналдс» работать, в лучшем случае — пиарщиками. Содержать целые институты только потому, что какие-то люди «любят истину» и «стремятся к познанию»? Не уверен, что нашим чиновникам эта идея кажется привлекательной. По всей стране сокращают кафедры философии. Слова «физики в почете, лирики в загоне» вдруг опять стали актуальными. Точнее, в загоне все, просто «лириков» гонят впереди состава.
Но, с другой стороны, вот так «взять и отрубить» тоже нельзя . СПбГУ, например. Доверие народа может пошатнуться, да и цивилизованные соседи не поймут. Именно по этой причине последние годы мы наблюдаем серию маневров со стороны образовательного истеблишмента, которые направлены на медленное, но верное урезание доступного образования. Думаю, процессы в Санкт-Петербургском государственном университете — одно из звеньев этой цепи.
Мы не знаем, к каким именно последствиям приведет слияние факультетов , но очевидно, что устройство будущего института означает усиление контроля государства и сведение на нет остатков преподавательской демократии. Что в нынешних условиях с большей долей вероятности будет означать сценарий Казанского университета. Дальнейшие события зависят от активности самих студентов и ученых. Которые, между прочим, уже успели мобилизовать протестное сообщество. В частности, создали многочисленную и интересную группу «ВКонтакте» . Я очень надеюсь, что у них все получится.
Источник: www.mr7.ru
Петиция: www.change.org