Однако после декабрьских выборов, вызвавших всплеск протестной активности в различных слоях общества, ситуация в среде вузовской молодежи также начала меняться. Одновременно в различных регионах стали возникать инициативы по организационному объединению студенчества в борьбе за общие права.
Представитель петербургского движения «Студенческое действие» даже успела выступить на одном из декабрьских митингов оппозиции. Симпатичная молодая девушка поведала собравшимся, что пресловутые «жулики и воры» захватили власть не только в избиркомах, но и в администрациях учебных заведений. Сверстников она призвала организовывать «на факультетах, кафедрах, в группах» ячейки нового движения и сообща бороться за демократию и общие интересы, а также против всяческих злоупотреблений.
Несмотря на молодость, у нового движения вполне конкретный и устойчивый набор требований. Некоторые вызывают улыбку, как например «Снизить цены на питание в столовых без ущерба для объема порций». Вполне ожидаемо речь сразу же зашла о повышении стипендий до прожиточного уровня. Не забыли студенты и о преподавателях, экономические интересы которых также готовы отстаивать – во имя повышения качества образования.
А еще студенты хотят иметь доступ к информации о расходах учебных заведений, участвовать в работе ученых советов, влиять на политику вузов, создавать независимые студенческие СМИ. А также настаивают на создании специальных коллегиальных органов управления вузами, в выборах которых студенты хотели бы принимать участие вместе с преподавателями в пропорции 50/50.
Есть и чисто «учебные» требования – обеспечить быстрый и беспроблемный перезачёт курсов из иностранных и иногородних вузов, предоставить свободный доступ к аудиториям во внеучебное время, чтобы студенты могли бы заниматься творчеством или устраивать досуг, вернуть статус вольнослушателей.
Студентом можешь ты не быть…
Политолог Алексей Шустов в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» оценил перспективы нового движения осторожно: «Думаю, что сейчас можно ожидать превращения студенчества в серьезную самостоятельную политическую силу. Однако это не гарантировано». По его словам, интерес к общественной жизни среди студентов проснулся после событий осени и декабря 2011 года, а массовые задержания участников акций протеста, среди которых оказалось немало студентов, послужили «дополнительным фактором политизации».
«Время, потраченное на участие в политике, конечно, будет оторвано от времени на учебный процесс, но с точки зрения пользы для общества и, исходя из задачи формирования полноценного гражданина, я, как преподаватель, считаю, что это полезно», – подчеркнул Алексей Шустов, читающий лекции в Высшей школе экономики.
Бывший декан факультета журналистики СПбГУ, а ныне депутат Законодательного Собрания Петербурга от партии «Справедливая Россия» Марина Шишкина о новом студенческом движении ничего не слышала, однако новость о его появлении восприняла с энтузиазмом.
«Я всегда за студенческую активность. Молодость – это тот недостаток, который проходит быстрее всего. К ним нужно прислушиваться, к ним нужно относиться серьезно. Их нельзя держать за пассивную массу. Пусть будут разные формы самоуправления, пусть они принимают участие в работе ученых советов», – заявила корреспонденту «БалтИнфо» народная избранница.
По ее словам, будет замечательно, если студенты сумеют объединиться. А еще лучше – если их при этом выслушают. Это предотвратит экстремистские и другие неконструктивные проявления молодежной активности, уверена Марина Шишкина. В общем, лучше поговорить, чтобы не получилось, как в Лондоне и Риме.
«Я категорический сторонник возвращения выборности ректоров и деканов. В академическом сообществе всегда приоритетом были знания, а не знакомство с сильными мира сего. Лидером там может стать только тот, кому сообщество академическое верит», – подчеркнула депутат. Отдельные ее высказывания вполне могли бы послужить и лозунгами в устах политизированных студентов.
«Пионерский» экзамен
Существующие формы участия в решении административных вопросов активных студентов уже не устраивают. «В основном студенческие советы не очень-то интересуются реальными проблемами образования – по большей части, они занимаются вечеринками, КВН и прочими развлечениями», – объяснила корреспонденту «БалтИнфо» активистка движения «Студенческое действие» Елена Пасынкова.
По ее словам, на данный момент в движении задействовано около четырехсот человек. Однако в будущем они надеются стать серьезной организацией во всероссийском масштабе. И готовы к тому, что их деятельность на ниве гражданской активности не станет легкой прогулкой.
«Большинство активистов «Студенческого действия» имеют опыт борьбы за свои права в политических и гражданских движениях, и митингами мы, конечно, ограничиваться не собираемся», – рассказала Елена Пасынкова. По ее словам, изучают студенты и международный опыт. В частности, общаются с коллегами с Украины.
«Студенты, которые недовольны чем-то в своем учебном заведении, создают инициативную группу – а дальше начинается бумажная работа – проверка документации, изучение законов, поиск юристов, сбор подписей… – методы могут быть очень разными», – говорит активистка.
Первый экзамен на актуальность и организованность студентам придется сдать 28 января на Пионерской площади Петербурга. На этот день они назначили проведение первого самостоятельного митинга, на котором заявят не просто о каких-то отдельных требованиях, а вообще о своем существовании. И если на акцию соберется три десятка человек, красивые декларации и громкие программы вряд ли кто-то воспримет серьезно.
Олег Саломатин
Balt Info