Вход свободен. Украинские студенты организовывают альтернативные курсы и лекции

Каждое занятие начинается с фразы Guten Abend! — в переводе с немецкого «Добрый вечер!». В тесной аудитории молодого преподавателя внимательно слушают с десяток юношей и девушек. «Сегодня людей маловато, потому что в некоторых столичных вузах скоро начинается зимняя сессия и студенты заняты», — рассказывает младший научный сотрудник Института философии им. Сковороды НАН Украины Алексей Ведров. Вечерами по четвергам и пятницам он бесплатно преподаёт немецкий язык на курсах в рамках проекта «Вільна школа». При этом Ведров уверен, что в выигрыше остаются не только посетители курсов. «Я тоже учусь. Учусь преподавать», — говорит он.

Низкое качество украинского образования (ни один вуз Украины не входит в топ-400 лучших университетов мира) и удорожание обучения создают почву для альтернативных образовательных проектов. Организаторами самообразовательных площадок являются, как правило, студенты и выпускники вузов. Несмотря на волонтёрский характер деятельности и трудности с помещениями, энтузиасты не только поддерживают свои проекты на плаву, но и строят планы на будущее.


розміщено на piccy.info
Фабрика знаний. 24-летняя Тоня Мельник верит, что опыт независимой образовательной площадки в Киеве поддержат энтузиасты в других городах

Можно без денег

Вчерашние студенты столичных вузов основали самообразовательный проект «Вільна школа» в начале 2012 года. «Цель инициативы — обеспечить людям доступ к бесплатным знаниям. Это касается и самых востребованных курсов, и специализированных дисциплин», — рассказывает одна из основательниц и волонтёров школы 24-летняя Тоня Мельник. И хотя проект создан совсем недавно, преподавание ведётся почти по десяти предметам: французскому, немецкому и английскому языкам, дизайну, физике, математической логике, экологии и истории. Создатели утверждают, что здесь нет возрастных ограничений и этот проект — воплощение утверждения «учиться никогда не поздно».

19-летняя студентка Киевского национального экономического университета Диана Трубникова признаётся: «Вільну школу» открыла для себя случайно. «Желание изучать второй язык было давно, но всегда находилось много отговорок. Здесь оказался удобный график, да и курсы бесплатные. Вот и решила попробовать», — говорит студентка, посещающая курсы немецкого. В результате она получила даже больше, чем ожидала. «Помимо полноценных занятий, способствующих развитию разговорных навыков, а также качеству письма и чтения на немецком, я расширила круг знакомств и встретила новых интересных людей», — не скрывает своего энтузиазма Трубникова.

Постоянно обновляющееся расписание занятий можно найти на веб-сайте проекта vilna-shkola.org.ua. Организаторы школы активно продвигают свой проект в социальных сетях — тематические группы «ВКонтакте» и Facebook насчитывают в общей сложности 2000 участников. И хотя недостатка в желающих учиться нет, группы всё ещё относительно небольшие — по 10–20 человек, поэтому преподаватели могут уделить каждому ученику достаточно внимания.

Похожая инициатива — «Открытая школа» — уже больше года существует в Симферополе. «Мы работаем не как постоянно действующие курсы, а скорее как лекционная площадка для активной молодёжи. Уже провели более 20 разноплановых занятий», — объясняет координатор проекта, студент политологии из Национального таврического университета Максим Осадчук. Вход на лекции здесь тоже свободный. Выступающих приглашают из разных городов. Лекции в «Открытой школе» уже прочитали лекторы из Киева, Львова, Москвы и Лондона. «У преподавателя не может быть окончательных ответов, они рождаются в живом общении всех участников процесса», — говорит Осадчук. По его словам, в «Открытой школе» придерживаются принципов либертарной педагогики — свободного и антиавторитарного образования.

Педагоги без границ

«Учу на общественных началах, то есть бесплатно. Раньше учил друзей, пригласили сюда — не отказал. Я поддерживаю идею самоорганизации в образовании», — поясняет Алексей Ведров. И добавляет, что не только получает моральное удовлетворение от преподавания, но и учится. «Я рассматриваю преподавание в качестве одной из возможных сфер дальнейшей профессиональной самореализации», — говорит Ведров.

Если обычные курсы, школы и институты основаны на иерархии между преподавателем и учеником, то в самообразовательных проектах гордятся другим подходом. «Традиционная система мешает развитию критического мышления. Она учит подчиняться, слушаться и не задавать неудобных вопросов. Одним словом, учит быть конформистом», — считает волонтёр, аспирант-политолог Иван Шматко. В качестве теоретического обоснования он ссылается на работы гарвардского профессора Дункана Кеннеди, критиковавшего традиционное юридическое образование на Западе.

Впрочем, активисты проекта сетуют на то, что далеко не все посетители понимают основную идею «свободной педагогики». «Для таких людей это просто возможность получить бесплатные знания, чаще всего по иностранному языку», — говорит Тоня Мельник.
Слабое место самообразовательных проектов — недостаточное финансирование. «Небольшие добровольные взносы платят как преподаватели, так и ученики. Организационно нам очень помогает студенческий профсоюз «Прямое действие». Помещения бесплатно предоставляют независимые культурные центры и галереи, например «Арт-Причал» и Центр визуальной культуры», — описывает экономику проекта Тоня Мельник. По словам Максима Осадчука, «Открытой школе» помещение предоставляет симферопольский арт-центр «Карман». «Правда, у этого арт-центра сейчас тоже трудности, и неизвестно, продолжит ли он работать в будущем», — добавляет волонтёр.


розміщено на piccy.info

Пустая ниша

Независимых образовательных площадок в Украине пока немного, но общественный запрос на них растёт. Показательный пример — недавняя история Гостиного двора в Киеве. Ещё весной из исторического здания в центральном районе столицы съехали все учреждения — освободили место для реконструкции. После этого пустующие помещения заняли противники превращения Гостиного двора в торгово-развлекательный центр. Благодаря этому летом и осенью 2012 года здесь регулярно проходили лекции и образовательные курсы, организованные активистами.

«В Черновцах, Львове и Хмельницком тоже действуют «уличные университеты», когда открытые для всех желающих лекции и обсуждения проходят на улице», — рассказывает Иван Шматко. Правда, у этих проектов есть серьёзный недостаток: занятия проводятся нерегулярно и зависят от погоды. В Киеве тоже действует свободная «Школа Парк» на Оболони. Популярностью пользуются детские сады Монтессори, применяющие альтернативную методику развития детей. «В целом же такие инициативы являются или небольшими волонтёрскими, или чаще коммерческими проектами, доступными для ограниченного числа людей», — говорит Иван Шматко. Впрочем, активист уверен, что в ближайшие годы некоммерческие проекты по распространению знаний будут всё более востребованы.

Виталий Атанасов, “Фокус”

Источник:
focus.ua

Схожі статті

Напишіть відгук